Просмотрено: 5282 ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С КАПРИЗНЫМИ ДЕТЬМИ, Пути преодоления детских капризов – Особенности воспитания капризных детей

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С КАПРИЗНЫМИ ДЕТЬМИ, Пути преодоления детских капризов – Особенности воспитания капризных детей

У капризного ребенка любимые слова «Я не хочу!» Он предпочитает последовательно отказываться от всего, что ему предлагают родители. Такие дети почти никогда не предлагают своего варианта. Такой ребенок обычно растет в атмосфере всеобщего потакания всем его желаниям. Он не встречает строгого, категорического отказа даже в тех случаях, когда это необходимо. Такой ребенок безынициативен, не умеет прилагать ни к чему усилий. Взрослые не предъявляют ему никаких требований. У капризного ребенка формируются крайне неприятные личностные качества. Причина их появления излишняя опека. Однако в этом случае изменение поведения взрослых не ведет к исчезновению капризов, а, как правило, наоборот, усиливает их.

Существует множество путей преодоления детских капризов, среди них можно выделить:

1) Правильное воспитание ребенка в семье.

Прежде всего, взрослым нужно изменить свое обычное поведение, постараться вырваться из зависимости от капризов ребенка. Позиция родителей должна стать более твердой. Малыш, хотя и с опозданием, усвоит, что нельзя – это нельзя, а надо – это надо, что отказ от чего то совсем не означает, что ему тут же предложат что-то взамен. Одновременно взрослые должны сделать еще одно, более сложное дело – сформировать у ребенка конструктивные способы поведения; научить его «хотеть» что-то конкретное и прилагать усилия, чтобы удовлетворить желания; выработать настойчивость в достижении поставленной цели, научить преодолевать трудности, развивать активность и самостоятельность. Самое сложное – сделать это так, чтобы ребенок воспринял меры не как наказание, а увидел в этом проявление любви, желание помочь ему. Ведь один из основных источников радости для ребенка – разнообразная совместная со взрослым деятельность.

Родителям следует учитывать некоторые моменты:

а) не выделять ребенка как маленького и потому пользующегося особыми привилегиями в семье. Гораздо важнее, чтобы он чувствовал свое равенство в семейном коллективе;

б) не ставить ребенка в особое положение: первый кусок, лучшее место способствуют воспитанию эгоистических наклонностей;

в) уметь отказывать ребенку твердо и решительно, если заметно, что его желание превышает возможности семьи или нарушает удобства старших;

г) учить ребенка считаться с интересами и желаниями старших, не нарушать их труда и отдыха;

д) относиться к ребенку, как к равноправному члену семейного коллектива;

е) закрепить за ребенком постоянный круг обязанностей и неотступно следить за их выполнением. Приучать его проявлять заботу о старших, упражнять в этом, давая конкретные поручения;

ж) учить ребенка быть общительным, доброжелательным со взрослыми и сверстниками; учить делиться игрушками, лакомствами с другими детьми и старшими;

з) присмотреться к своему ребенку – обладает ли он качествами общественности.

2) Воспитание в ребенке дисциплинированности.

Одно из центральных мест в системе нравственного воспитания детей в семье занимает воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения. Дисциплина – организованность, порядок в той или иной области жизнедеятельности людей. Дисциплина отражает соответствие поведения и образа жизни ребенка правилам и нормам, сложившимся в обществе, и семье. Дисциплинированность как качество личности характеризует ее поведение в различных сферах жизни и деятельности и проявляется в выдержанности, внутренней организованности, ответственности, готовности подчиняться и личным, и общественным целям, установкам, нормам и принципам. Для капризных детей дисциплинированность, это способ устранить все негативные факторы, влияющие на его поведение. Родителям необходимо:

б) не злоупотреблять запретами, запреты должны быть разумными и обоснованными. Когда запретов слишком много и они отдаются по мелочам, ребенку трудно усвоить, что можно, а что нельзя

в) быть последовательными в своих распоряжениях: дав наказание, не отменять его

г) не злоупотреблять нотациями и нравоучениями, ребенок не всегда способен понять их

д) если ребенок не выполнил распоряжения, прежде необходимо выяснить причину Выяснение причины поможет выбрать правильное решение в подходе к ребенку

е) добиваться от ребенка осознанного, добровольного послушания. Послушание под давлением родительской власти приучит его вести себя, как надо, лишь в вашем присутствии, а когда вас нет, он будет поступать, как ему заблагорассудится

ж) контролируя выполнение ребенком распоряжений взрослых, надо быть тактичными

з) грубое слово, насмешка ранит ребенка, вызывает сопротивление указанию старших. Хороший воспитатель никогда не дает указаний раздраженным или повышенным тоном, но добивается послушания.

3) Организация совместной деятельности.

Обычно дети, склонные к капризам, очень дорожат вниманием взрослых и болезненно переносят его недостаток. Не их вина, что это внимание чаще всего выражается в бесконечных уговорах или обсуждении того, что ребенок хочет, а чего нет.

Нужно разнообразить общение детей со взрослыми и сверстниками, включая их в общее дело, стараться увлечь. Когда ребенку что-то интересно и он занят, он забывает капризничать. Крайне важно, чтобы в эту деятельность были включены не только он и родители, но и другие дети, знакомые, соседи, друзья. Вместе можно лепить снежную бабу, строить крепость, прыгать через лужу и ловить бабочек.

4) Распределение самостоятельной работы.

Дома следует поощрять самостоятельность ребенка, предлагать ему самому сделать что-то: постирать белье куклы и свои носочки, порадоваться, какими они стали чистыми; сложить книжки на полке: сказки – со сказками, а раскраски – с раскрасками; убрать игрушки или построить «гараж» и поставить туда все машины. При этом важно незаметно помогать ребенку, не давая угаснуть его интересу к самостоятельной деятельности, и громко радоваться вместе с ним всему, что он делает сам.

Элемент самостоятельности в большинстве случаев воспринимается дошкольником как очень важная и новая, прежде недоступная привилегия. Этим надо воспользоваться и всячески поддерживать в избалованном ребенке убежденность, что ему очень повезло, когда, например, ему разрешили самому поставить на стол тарелки, даже если одна разбилась, полить цветы, покормить рыбок или сделать что-то еще. Стоит только приложить усилие и преодолеть привычку все делать за ребенка и предлагать ему уже в готовом виде – и тогда легко будет его заинтересовать, а затем и развивать нужные умения. Чем содержательнее жизнь ребенка и чем больше он делает сам, тем меньше времени и сил остается на капризы.

5) Соблюдение режима дня.

Режим дня основан на правильном чередовании различных видов деятельности и отдыха в течение суток. Он способствует нормальному развитию ребенка, его здоровья, воспитанию воли, приучает к дисциплине.

Все родители пережили особенно напряженный период, когда только что явившийся в мир человек должен приспособиться к необычным условиям. Облегчить эту адаптацию – приспособление к жизни – родители обязаны организацией определенного режима: в определенные часы кормление, сон, бодрствование, пребывание на свежем воздухе и т.д. По мере роста ребенка распорядок его будет меняться. Но на всю жизнь должна сохраниться основа, заложенная в раннем детстве – чередование всех форм деятельности организма в определенном ритме. Воспитать в ребенке чувство ритма – не слишком сложно, так как самой природе присущ ритм. Малыш легко привыкает к предложенному ему режиму. Но родителям и другим окружающим взрослым соблюдать его без перебоев оказывается трудно. Четкий режим и содержательная жизнь ребенка – основное условие формирования положительных устойчивых привычек, предотвращающих возникновение капризов.

Маленького ребенка легко отвлечь, умелое переключение его внимания содействует прекращению капризов, не следует говорить при ребенке, что он капризен, особенно при посторонних. Не обещать детям того, что не может быть выполнено, не добиваться послушания посредством подкупа. Ребенок либо перестанет верить обещаниям, либо станет подчиняться при условии, что за это получит вознаграждение.

Не забывать о единстве требований к ребенку со стороны всех взрослых. Указание, данное одним из членов семьи, должно “поддерживаться остальными, тогда ребенок не будет искать защиты то у бабушки, то у, мамы или папы.

Детские капризы – результат неправильного воспитания, чаще всего они являются достоянием избалованных детей.

Именно соблюдение режима позволяет ребенку выработать необходимые для жизни реакции и рефлексы, сохранять и укреплять здоровье при напряженной смене различных раздражителей.

6) Не наказывать ребенка, если он капризничает.

Наказывать малыша за капризы не только неэффективно, но даже вредно, поскольку утверждает в нем убеждение, что родители его не понимают – читайте “не любят” в исполнении ребенка. Для малыша, родители – все, и подобное негативное действие с их стороны в глазах ребенка воспринимается как предательство “ни за что”. Стыдить ребенка тоже не стоит – для него это необоснованный сигнал о том, что мама считает “Он плохой и виноват”, а в чем ваш малыш еще не понимает. Не забывать, что наказание – мера воспитательная, но не карательная. При использовании наказания следует учитывать:

а) наказание тогда достигает цели, когда помогает ребенку исправиться, вызывает раскаяние, осуждение собственного поведения

б) прежде чем наказывать, надо попытаться выяснить причину детского проступка

в) не забывать об индивидуальных особенностях, часто обусловливающих поступки и «срывы» в поведении ребенка.

Таким образом, в целом для искоренения упрямства и капризов необходимо осознанное изменение поведения самих взрослых, так как корни этих явлений лежат не в ребенке, а в родителях. Искать источник капризов и упрямства только в ребенке бесполезно.

Похожие новости

  • Нетривиальный подход к оформлению зоны отдыха во дворе
  • Лунная диета или взгляд на похудение с высоты звезд
  • Устойчивый к морозам виноград Изабелла: описание сорта, посадка и уход, фото
  • Полезная и вредная еда
  • Пожизненная рента квартиры советы при составлении договора

  • ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С КАПРИЗНЫМИ ДЕТЬМИ, Пути преодоления детских капризов – Особенности воспитания капризных детей

    ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С КАПРИЗНЫМИ ДЕТЬМИ, Пути преодоления детских капризов – Особенности воспитания капризных детей

    ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С КАПРИЗНЫМИ ДЕТЬМИ, Пути преодоления детских капризов – Особенности воспитания капризных детей

    ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С КАПРИЗНЫМИ ДЕТЬМИ, Пути преодоления детских капризов – Особенности воспитания капризных детей

    ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С КАПРИЗНЫМИ ДЕТЬМИ, Пути преодоления детских капризов – Особенности воспитания капризных детей